PRO+
«Черное золото» для нищих духом
Как умудрился прекрасный режиссер Ж-Ж Анно на такой благодатной теме, сделать индийский почти фильм не понятно не только мне, но и похоже, маститым кинокритикам: после разгромных статей на западных сайтах рейтинг фильма "Черное золото" не превышает 13%. Утешает, что в этом фильме почти не поют. Хотя повторяемая весь фильм в миноре музыкальная фраза "чижик-пыжик - где ты бы?" – может потрясти любителей музыки.
Словом, каким-то образом Анно исхитрился запороть гениальную сюжетную основу фильма – о борьбе вольных шейхов и султанов Пустыни (Бандерас – «демократический», а Марк Стронг «обскурантистский» Вожди) за нефть. Причем борьбе не только между собой, между Новым и Старым, но и, по мере сил, с влиянием западных ценностей на утонченную культуру Аравии.
Мне кажется, основная ловушка, которую угодил Анно состояла в том, что знаменитый режиссер разрывался между двумя желаниями – снять как можно красивее всю экзотику пустыни и романтичной жизни последних воинов-шейхов, не забыв и про страсти в гареме, И, одновременно, – желанием отснять все же остросоциальный фильм, такой же по «звучанию», как его «Борьба за огонь».
А в итоге зритель получил безумно красивый, но и безумно недостоверный фильм. Арабизация Франции в последние годы могла подтолкнуть Анно к мысли, что гордые шейхи Аравии должны быть похожи на заполонивших Париж и другие крупные города «арбайтеров» из Алжира, Туниса и Турции.
Возможно, поэтому именно любовные терзания в гаремах вышли аутентично, простые арабы и их сражения в пустынях и на солончаках – опять же, красиво и весьма близко к истине, но когда вновь (впрочем, эта традиция в западном кинематографе пошла еще со времен классического «Лоуренса Аравийского», хотя еще чуть раньше, в «Хартуме» ничего подобного не показывали), когда вновь и вновь видишь, как гордых предводителей племен покупают за.. золотые часы или портсигары американской штамповки, испытываешь странное чувство недоверия ко всему происходящему на экране. Да и острота социальных проблем, которую ожидаешь от Анно, как-то «приглушается» теми же гаремными «лав стори» или видами сокровищницы шейха.
Недаром все – без исключения! – критики, пытающиеся найти в новом фильме «прежнего Анно» приводят одну (и всего одну и ту же) фразу персонажа Антонио Бандераса, благородного (поскольку воспринял западные ценности и на прибыль с полученных за распродажу нефти миллионов строит университет) султана Насира: «нет хуже раба, чем официант на приеме богачей!».
Вот, собственно и весь пафос фильма «Черное золото». Ему далеко не только до прежних фильмов Анно, но и до "арабских" романов Дж. Конрада. Возможно, горькая ирония еще и в том, что, несмотря на миллионы, потраченные на покупку футбольных команд и предприятий в Европе - вставшие в показанные в «Черном золоте» на путь прогресса саудовские шейхи и до сих пор, по сути, работают за официантов у Западного мира, пусть и «подают» они хозяевам не десерты, а нефть.
И тем большую приязнь вызывает антигерой, «султан-мракобес» в великолепном исполнении Марка Стронга. Хотя ему-то Анно как раз и не позволил произнести ни одной «исторической» фразы. А ведь султан Амар мог бы многое сказать, помимо нудного брюзжания "проживем и без вмешательства неверных"!
Резюме: зрителям, идущим в кинотеатр «на Анно», можно посоветовать и не спешить тратить деньги на билеты. Хотя... Анно снимал об Аравии 30-ых годов, но, если подумать, почти все в его фильме подходит и к России 90-ых. Так что смотреть все же любопытно, как фильм о нашем недавнем прошлом. А вот тем кто любит красивые, причем, при всех огрехах, более исторические, чем Голливудская штамповка, фильмы – нужно поспешить! При просмотре онлайн, от яростных сражений, от красавиц в гареме и прекрасных видов Катара, - кайф уже не тот, что в кино.
Словом, каким-то образом Анно исхитрился запороть гениальную сюжетную основу фильма – о борьбе вольных шейхов и султанов Пустыни (Бандерас – «демократический», а Марк Стронг «обскурантистский» Вожди) за нефть. Причем борьбе не только между собой, между Новым и Старым, но и, по мере сил, с влиянием западных ценностей на утонченную культуру Аравии.
Мне кажется, основная ловушка, которую угодил Анно состояла в том, что знаменитый режиссер разрывался между двумя желаниями – снять как можно красивее всю экзотику пустыни и романтичной жизни последних воинов-шейхов, не забыв и про страсти в гареме, И, одновременно, – желанием отснять все же остросоциальный фильм, такой же по «звучанию», как его «Борьба за огонь».
А в итоге зритель получил безумно красивый, но и безумно недостоверный фильм. Арабизация Франции в последние годы могла подтолкнуть Анно к мысли, что гордые шейхи Аравии должны быть похожи на заполонивших Париж и другие крупные города «арбайтеров» из Алжира, Туниса и Турции.
Возможно, поэтому именно любовные терзания в гаремах вышли аутентично, простые арабы и их сражения в пустынях и на солончаках – опять же, красиво и весьма близко к истине, но когда вновь (впрочем, эта традиция в западном кинематографе пошла еще со времен классического «Лоуренса Аравийского», хотя еще чуть раньше, в «Хартуме» ничего подобного не показывали), когда вновь и вновь видишь, как гордых предводителей племен покупают за.. золотые часы или портсигары американской штамповки, испытываешь странное чувство недоверия ко всему происходящему на экране. Да и острота социальных проблем, которую ожидаешь от Анно, как-то «приглушается» теми же гаремными «лав стори» или видами сокровищницы шейха.
Недаром все – без исключения! – критики, пытающиеся найти в новом фильме «прежнего Анно» приводят одну (и всего одну и ту же) фразу персонажа Антонио Бандераса, благородного (поскольку воспринял западные ценности и на прибыль с полученных за распродажу нефти миллионов строит университет) султана Насира: «нет хуже раба, чем официант на приеме богачей!».
Вот, собственно и весь пафос фильма «Черное золото». Ему далеко не только до прежних фильмов Анно, но и до "арабских" романов Дж. Конрада. Возможно, горькая ирония еще и в том, что, несмотря на миллионы, потраченные на покупку футбольных команд и предприятий в Европе - вставшие в показанные в «Черном золоте» на путь прогресса саудовские шейхи и до сих пор, по сути, работают за официантов у Западного мира, пусть и «подают» они хозяевам не десерты, а нефть.
И тем большую приязнь вызывает антигерой, «султан-мракобес» в великолепном исполнении Марка Стронга. Хотя ему-то Анно как раз и не позволил произнести ни одной «исторической» фразы. А ведь султан Амар мог бы многое сказать, помимо нудного брюзжания "проживем и без вмешательства неверных"!
Резюме: зрителям, идущим в кинотеатр «на Анно», можно посоветовать и не спешить тратить деньги на билеты. Хотя... Анно снимал об Аравии 30-ых годов, но, если подумать, почти все в его фильме подходит и к России 90-ых. Так что смотреть все же любопытно, как фильм о нашем недавнем прошлом. А вот тем кто любит красивые, причем, при всех огрехах, более исторические, чем Голливудская штамповка, фильмы – нужно поспешить! При просмотре онлайн, от яростных сражений, от красавиц в гареме и прекрасных видов Катара, - кайф уже не тот, что в кино.