PRO+
Церковь и оккупация
Кинокартина Владимира Хотиненко «Поп» снята о людях и событиях, которые происходили на территориях, оккупированных немцами в первые годы II мировой войны и о роли церкви в это смутное время. Кинолента достаточно противоречивая и неоднозначная, как и само время, описанное режиссером.
Продюсеры и режиссер так и не определились с жанровой направленностью. То ли это безпафосная и жесткая драма о людях во время войны, или наполненная метафорами и иллюзиями история о роли церкви в жизни общества, независимо от того, военное или мирное время на дворе. Как тяжело объять необъятное, так и довольно сомнительно совместить эти два жанра. Несмотря на недостатки, фильм «Поп» вызвал одну из наиболее ожидаемых шумих в мире киноискусства России.
Кинолента представляет собой своеобразное патриотическое кино, которое носит тихий, милосердный и сострадательный характер. Приютить детей – важнее, чем бросаться на врага голыми руками. Накормить голодающих и проявить заступничество за приговоренных к повешению – важнее, чем организовать сопротивление против непрошенных «гостей». Самоирония над собой – лучше, нежели произнести громкую проповедь.
По сути – это и есть тот путь, который проповедовал Христос. РПЦ в фильме представляется антагонистом к государственному строю в СССР, который объявил церковь вне закона, но при этом священники представляются патриотами русского православного народа. На этом фоне и разворачиваются события в фильме. Но при всем этом становятся непонятными фразы о том, что если бы не началась война, то церковь и попы давно уже не существовали на земле русской. Также непонятна фраза о красоте Москве во время пожара.
Еще одно противоречие заключалось в том эпизоде, когда отец Александр отказался отпевать русских полицаев, которых убили партизаны. Какими бы грешниками они небыли, но священник не имеет права хоть нелюдям, но крещенным все-таки, отказывать в отправлении человека в последнюю путь перед переходом в мир иной. Бог им должен быть судьей, а не священник. Совсем непонятна сцена обнимки попа с немецким полковником, который до этого запросто повесил партизан. Повесил, ну и повесил, война ж идет, а власть новая к церкви намного лояльней прежней.
В фильме все перепуталось. Немецким офицером оказался бывший офицер армии Деникина, который не по своей воле покинул Родину, а в этой войне он воюет не против русского народа, а против большевиков, комиссар же представляет собой негативного героя, а сволочь полицай когда-то служил в милиции. Так получается, что «наших» и «ненаших» в картине не существует. Есть люди, хорошие и плохие, взрослые и дети, каждый со своей судьбой и жизненной историей.
Картина «Поп», конечно, противоречивая и неоднозначная, но прекрасная игра известных и популярных актеров Маковецкого и Усатовой, а также труд Хотиненко не позволяет зрителя остаться равнодушным и уверен, что два часа просмотра не пройдут для вас даром.
Продюсеры и режиссер так и не определились с жанровой направленностью. То ли это безпафосная и жесткая драма о людях во время войны, или наполненная метафорами и иллюзиями история о роли церкви в жизни общества, независимо от того, военное или мирное время на дворе. Как тяжело объять необъятное, так и довольно сомнительно совместить эти два жанра. Несмотря на недостатки, фильм «Поп» вызвал одну из наиболее ожидаемых шумих в мире киноискусства России.
Кинолента представляет собой своеобразное патриотическое кино, которое носит тихий, милосердный и сострадательный характер. Приютить детей – важнее, чем бросаться на врага голыми руками. Накормить голодающих и проявить заступничество за приговоренных к повешению – важнее, чем организовать сопротивление против непрошенных «гостей». Самоирония над собой – лучше, нежели произнести громкую проповедь.
По сути – это и есть тот путь, который проповедовал Христос. РПЦ в фильме представляется антагонистом к государственному строю в СССР, который объявил церковь вне закона, но при этом священники представляются патриотами русского православного народа. На этом фоне и разворачиваются события в фильме. Но при всем этом становятся непонятными фразы о том, что если бы не началась война, то церковь и попы давно уже не существовали на земле русской. Также непонятна фраза о красоте Москве во время пожара.
Еще одно противоречие заключалось в том эпизоде, когда отец Александр отказался отпевать русских полицаев, которых убили партизаны. Какими бы грешниками они небыли, но священник не имеет права хоть нелюдям, но крещенным все-таки, отказывать в отправлении человека в последнюю путь перед переходом в мир иной. Бог им должен быть судьей, а не священник. Совсем непонятна сцена обнимки попа с немецким полковником, который до этого запросто повесил партизан. Повесил, ну и повесил, война ж идет, а власть новая к церкви намного лояльней прежней.
В фильме все перепуталось. Немецким офицером оказался бывший офицер армии Деникина, который не по своей воле покинул Родину, а в этой войне он воюет не против русского народа, а против большевиков, комиссар же представляет собой негативного героя, а сволочь полицай когда-то служил в милиции. Так получается, что «наших» и «ненаших» в картине не существует. Есть люди, хорошие и плохие, взрослые и дети, каждый со своей судьбой и жизненной историей.
Картина «Поп», конечно, противоречивая и неоднозначная, но прекрасная игра известных и популярных актеров Маковецкого и Усатовой, а также труд Хотиненко не позволяет зрителя остаться равнодушным и уверен, что два часа просмотра не пройдут для вас даром.