«О том, как непогрешимый Папа грешного Папу отравил», или «Борджиа: попытка реабилитации?»
Очень достойное, сильное произведение кинематографического искусства.
Те, кто поверят аннотации, фильм могут немного успокоиться: «любого порока» в исполнении всех членов семьи Борджиа в фильме вас не ждет. Чем фильм и хорош, пора бы развеивать мифы о каких-то особенных злодеяниях этого несчастного семейства. Хотя и начинается фильм с неувязки: на роль Чезаре Борджиа отчего-то был выбран брюнет Серхио Перес Манчета. Не могли ему волосы покрасить, что ли? Сам Чезаре был рыжеватым блондином (какой цвет волос мы обнаруживаем в фильме у его сестры, Лукреции), именно поэтому (а не в силу черноты души) он и предпочитал форсить в черных нарядах и ездить на белых жеребцах. Но в целом, фильм, несомненно, доставит наслаждение всем ценителям настоящего исторического кино, и немного удивит тех зрителей, кто по инерции продолжают считать, что Борджиа занимались исключительно свальным грехом, инцестами, пытками и казнями.
Показателен в этом смысле момент с Катариной Риарио-Сфорца. Она покушалась на Папу при помощи отравленных писем, являлась прямой бунтовщицей, а Чезаре, погубив массу верных солдат при штурме её замка, всего лишь берет её в плен, причем графине предоставляют очень изысканное помещение. Далее фильмом её судьба не отслеживается, но и можно узнать, что «отсидев срок», графиня была и вовсе выпущена на свободу и дожила до преклонных лет.
Фильм потрясает костюмами и общей зрелищностью. Смешение танцев с поединками, болезней с интригами, преступлений с отчаяньем или раскаянием – завораживает, как ни в каком другом фильме века. Это вам не «компьютерные красоты», скажем, «Гладиатора». Обычно, «интрига» это нечто такое, что очень сложно показать на экране динамично, но и это с блеском получилось у Хернадеса и актеров! Однако у прекрасной картины Антонио Хернадеза есть и очень четко прослеживаемый минус, помимо игры Манчеты (это лично моё мнение, но из такой великой роли можно было бы выжать больше, на фоне великолепно сыгравших Марии Вальверде (Лукреция) и Луиса Омара (Родриго Борджиа), Манчета смотрится несколько театрально): это половинчатость фильма. Возможно, - своего рода «трусость» его создателей. Если смотреть фильм внимательно, то можно приметить грустную закономерность: после каждого эпизода, «обеляющего» Чезаре или Папу Александра VI, следует эпизод из классической «чернушной» легенды о Борджиа. Так фильм и «покачивается» - то в сторону беспристрастных современных научных изысканий, то в сторону давно известной миру версии личных врагов Чезаре и Родриго – кардинала (впоследствии Папы Юлия II) делла Ровере и «его человека» в Ватикане, Буркарда. И если нам покажут, что доставших уже всю Италию Орсини Цезарь Борджиа преследовал и уничтожал не из личной мести, а согласно легитимному решению ВСЕГО конклава, то будьте готовы к тому, что через пару минут вам предъявят какое-либо из его «легендарных злодеяний» - к примеру, убийство Перотто у ног Папы Римского. Справедливости ради, после кадров со злодейством, фильм вновь на время вернется к беспристрастности – нам покажут Лукрецию, вовсе и не помышляющую о блуде с отцом и братьями, а страдающую от необходимости быть принцессой. Её первый муж Сфорца справедливо представлен, как ничкемный человек, от которого отец и сын Борджиа избавились, при помощи простого розыгрыша - Чезаре со злобным видом говорит сестренке: «его убьют», после чего верная жена Лукреция в ночью сообщает «тайну» супругу. И юный Сфорца сваливает в ночь прямо из постели. Кстати, согласно исследованиям (не романам!) Сабатини, этот самый герой и являлся наиболее приемлемым персонажем на роль убийцы брата Чезаре, Джованни Гандийского. К сожалению, тут авторы фильма вновь предпочли легенду.
Тут нужно сказать несколько слов об актерах. Две главные роли – Родриго Борджиа и Лукреции, сыграны безукоризненно, выше всяких похвал! Но если для Луиса Омара было не так уж сложно изобразить властолюбивого отца семейства после школы Альмодавара в «Дурном воспитании», то для Марии Вальверде, до того снискавшей себе славу исполнением главной роли в непритязательном фильме про Мелиссу и её интимный дневник, роль Лукреции стала прорывом в плеяду «суперзвезд» испанского кино. Можно быть уверенными, что перед нами – достойная продолжательница де Айалы (возможно и преемница, способная превзойти де Айалу), способная играть серьезные роли, а не только разыгрывать эротические комиксы для тинэйджеров.
Очень хороши актеры и не на таких выгодных ролях. Малоизвестный мне Федерико Торре создал такой чудесный типаж, как Мигелито, Мигеля де Кордобы (который в реальности был испанским дворянином и одним из полководцев Борджиа, а не наемным убийцей). Лауреатка «Гойи», знаменитая Вега Пас тоже хороша в роли графини Катарины (видимо, роль «подгоняли» под актрису из «Лусии и секса» - так как никой Чезаре Борджиа, сдав пленницу в Замок Ангела, не стал бы туда лазать ночами ради эротических сцен). Жаль, образ вечно плетущего свои ядовитые интриги делла Ровере, не так ярок, как персонажи вымышленных историй про Мигелито и Катарину. Зато Серхио Муньос показал нам типичного избалованного любимого сына – красавца Джованни Борджиа. Герцога Гандии.
Когда фильм заканчивается под великолепную музыку Анхеля Ильярроменди, так и хочется освободить день и пересмотреть его еще раз. Кстати, относительно финала картины: Чезаре Борджиа, скрывающий под маской лицо сифилитика, - это вновь уступка сценаристов «легендам о Дьяволах-Борджиа». Это, видимо, они перепугались, когда поняли, что в их фильме Папа Александр VI никого не травит, а вот его, напротив, отравляет будущий Пий II, Делла Ровере. Если тема вас заинтересует всерьез – советую постреть и фильм того же года от кинематографистов Германии и Италии «Всохождение Борджиа», про молодого еще кардинала Родриго.
Те, кто поверят аннотации, фильм могут немного успокоиться: «любого порока» в исполнении всех членов семьи Борджиа в фильме вас не ждет. Чем фильм и хорош, пора бы развеивать мифы о каких-то особенных злодеяниях этого несчастного семейства. Хотя и начинается фильм с неувязки: на роль Чезаре Борджиа отчего-то был выбран брюнет Серхио Перес Манчета. Не могли ему волосы покрасить, что ли? Сам Чезаре был рыжеватым блондином (какой цвет волос мы обнаруживаем в фильме у его сестры, Лукреции), именно поэтому (а не в силу черноты души) он и предпочитал форсить в черных нарядах и ездить на белых жеребцах. Но в целом, фильм, несомненно, доставит наслаждение всем ценителям настоящего исторического кино, и немного удивит тех зрителей, кто по инерции продолжают считать, что Борджиа занимались исключительно свальным грехом, инцестами, пытками и казнями.
Показателен в этом смысле момент с Катариной Риарио-Сфорца. Она покушалась на Папу при помощи отравленных писем, являлась прямой бунтовщицей, а Чезаре, погубив массу верных солдат при штурме её замка, всего лишь берет её в плен, причем графине предоставляют очень изысканное помещение. Далее фильмом её судьба не отслеживается, но и можно узнать, что «отсидев срок», графиня была и вовсе выпущена на свободу и дожила до преклонных лет.
Фильм потрясает костюмами и общей зрелищностью. Смешение танцев с поединками, болезней с интригами, преступлений с отчаяньем или раскаянием – завораживает, как ни в каком другом фильме века. Это вам не «компьютерные красоты», скажем, «Гладиатора». Обычно, «интрига» это нечто такое, что очень сложно показать на экране динамично, но и это с блеском получилось у Хернадеса и актеров! Однако у прекрасной картины Антонио Хернадеза есть и очень четко прослеживаемый минус, помимо игры Манчеты (это лично моё мнение, но из такой великой роли можно было бы выжать больше, на фоне великолепно сыгравших Марии Вальверде (Лукреция) и Луиса Омара (Родриго Борджиа), Манчета смотрится несколько театрально): это половинчатость фильма. Возможно, - своего рода «трусость» его создателей. Если смотреть фильм внимательно, то можно приметить грустную закономерность: после каждого эпизода, «обеляющего» Чезаре или Папу Александра VI, следует эпизод из классической «чернушной» легенды о Борджиа. Так фильм и «покачивается» - то в сторону беспристрастных современных научных изысканий, то в сторону давно известной миру версии личных врагов Чезаре и Родриго – кардинала (впоследствии Папы Юлия II) делла Ровере и «его человека» в Ватикане, Буркарда. И если нам покажут, что доставших уже всю Италию Орсини Цезарь Борджиа преследовал и уничтожал не из личной мести, а согласно легитимному решению ВСЕГО конклава, то будьте готовы к тому, что через пару минут вам предъявят какое-либо из его «легендарных злодеяний» - к примеру, убийство Перотто у ног Папы Римского. Справедливости ради, после кадров со злодейством, фильм вновь на время вернется к беспристрастности – нам покажут Лукрецию, вовсе и не помышляющую о блуде с отцом и братьями, а страдающую от необходимости быть принцессой. Её первый муж Сфорца справедливо представлен, как ничкемный человек, от которого отец и сын Борджиа избавились, при помощи простого розыгрыша - Чезаре со злобным видом говорит сестренке: «его убьют», после чего верная жена Лукреция в ночью сообщает «тайну» супругу. И юный Сфорца сваливает в ночь прямо из постели. Кстати, согласно исследованиям (не романам!) Сабатини, этот самый герой и являлся наиболее приемлемым персонажем на роль убийцы брата Чезаре, Джованни Гандийского. К сожалению, тут авторы фильма вновь предпочли легенду.
Тут нужно сказать несколько слов об актерах. Две главные роли – Родриго Борджиа и Лукреции, сыграны безукоризненно, выше всяких похвал! Но если для Луиса Омара было не так уж сложно изобразить властолюбивого отца семейства после школы Альмодавара в «Дурном воспитании», то для Марии Вальверде, до того снискавшей себе славу исполнением главной роли в непритязательном фильме про Мелиссу и её интимный дневник, роль Лукреции стала прорывом в плеяду «суперзвезд» испанского кино. Можно быть уверенными, что перед нами – достойная продолжательница де Айалы (возможно и преемница, способная превзойти де Айалу), способная играть серьезные роли, а не только разыгрывать эротические комиксы для тинэйджеров.
Очень хороши актеры и не на таких выгодных ролях. Малоизвестный мне Федерико Торре создал такой чудесный типаж, как Мигелито, Мигеля де Кордобы (который в реальности был испанским дворянином и одним из полководцев Борджиа, а не наемным убийцей). Лауреатка «Гойи», знаменитая Вега Пас тоже хороша в роли графини Катарины (видимо, роль «подгоняли» под актрису из «Лусии и секса» - так как никой Чезаре Борджиа, сдав пленницу в Замок Ангела, не стал бы туда лазать ночами ради эротических сцен). Жаль, образ вечно плетущего свои ядовитые интриги делла Ровере, не так ярок, как персонажи вымышленных историй про Мигелито и Катарину. Зато Серхио Муньос показал нам типичного избалованного любимого сына – красавца Джованни Борджиа. Герцога Гандии.
Когда фильм заканчивается под великолепную музыку Анхеля Ильярроменди, так и хочется освободить день и пересмотреть его еще раз. Кстати, относительно финала картины: Чезаре Борджиа, скрывающий под маской лицо сифилитика, - это вновь уступка сценаристов «легендам о Дьяволах-Борджиа». Это, видимо, они перепугались, когда поняли, что в их фильме Папа Александр VI никого не травит, а вот его, напротив, отравляет будущий Пий II, Делла Ровере. Если тема вас заинтересует всерьез – советую постреть и фильм того же года от кинематографистов Германии и Италии «Всохождение Борджиа», про молодого еще кардинала Родриго.