Дьявол, психиатр и Мария Каллас.
Этот психологический шедевр Бернда Айхингера настолько «запутан», и сам фильм настолько многоплановый, что рекомендую НЕ смотреть «Дьявола и госпожу», если вам хочется просто отдохнуть у экрана. Не выйдет разобраться в этой кинокартине, и если вы включите её «фоном» для обеда или там мытья посуды.
К Коринне Харфух («Достучаться до небес» или не столь давний «Парфюмер»), играющей обыкновенную даму-психолога со своими мелкими проблемами и бытовыми неурядицами, заявляется брутальный роковой красавец. Этот странный пациент – одна из самых удачных до сих пор ролей Тиля Швайгера, после которой он и «прописался» в умах и бюджетах дельцов Голливуда, – внезапно сообщает ей, что он – скучающий дьявол.
А заскучал Дьявол-Швайгер с тех пор, как умерла Мария Каллас – великая певица. Не все поклонники кино знакомы с её биографией, поэтому стоит о ней упомянуть в связи с тем, что нам будут показывать в фильме. Уроженка Парижа, эта будущая великая оперная певица и в самом деле пела для нацистов в оккупированных Афинах. А вот её связь с «Сопротивлением» вероятна «менее, чем совсем». Зато Мария Каллас на самом деле, по приезде в США, была изнана из «Чио-чио-сан» с формулировкой «избыточный вес». Но, всего годом позже, она реально покорила мир Большой Оперы. Похудев – не волшебным образом, а в процессе работы, – за год на тридцать кило.
Это факты. В интерпретации Дьявола-Швайгера в фильме, история певицы, едва не отбившей Онассиса у Жаклин Кеннеди, звучит несколько иначе. Вообще, режиссеру Б.Айхингеру в «Дьяволе и госпоже Д.» явно было не занимать творческой смелости – это касается и «авторизированной» им биографии реальной певицы Каллас, и «сумасшедшинки» в основной сюжетной линии, истории психолога и её странного подопечного. Хотя, вплоть до финальной сцены с расстрелом из автомата, поневоле сомневаешься, какая из сюжетных линий является основной в этом фильме. Но концовка картины противопоставляет и, одновременно, сводит эти, казалось бы, «параллельные» прямые. И, если поначалу киноманы могут отметить сходство фильма Айхингера со знаменитым фильмом про «Смертельно опасного мистера Форста», то затем игра Швайгера и Коринны Харфух (под руководством талантливого режиссера) уводит нас в необычную атмосферу смеси фантазий и реальности, откровенных мечтаний и странных поступков.
Фильм пришелся бы ко двору в эпоху «бунтующих 80-ых» или даже 70-ых годов, когда молодежь всего мира шла бунтовать на улицы, баррикадировала университеты, в буржуазных США и Франции возникали стихийные культы Че Гевары или Мао Дзедуна. Сегодняшняя компьютерная молодежь, боюсь, уловить только сексуальный – и довольно сильный – посыл фильма. Но ведь это отнюдь не все – фильм-то о том, где находятся грани «раскрепощенности», о пограничной зоне между разумной скукой и уже полным и неизлечимым безумием потакания темным желаниям. А эта «пограничная зона». Как показывают нам актеры, весьма широка, но вот границы её так неприметны, что их можно перескочить, не заметив. И вот тогда случаются подлинные человеческие трагедии.
Великолепный фильм, снятый в полутонах, ничего – «в лоб», обо всём – намеками. Аплодисменты режиссеры и великолепно сработавшей паре актеров. И, конечно же, писателю Х. Крауссеру, по роману которого «Великий Багароцци» и снят этот шедевр. Я не вижу минусов в этом фильме, если не причислять его к «развлекающему киноискусству».
К Коринне Харфух («Достучаться до небес» или не столь давний «Парфюмер»), играющей обыкновенную даму-психолога со своими мелкими проблемами и бытовыми неурядицами, заявляется брутальный роковой красавец. Этот странный пациент – одна из самых удачных до сих пор ролей Тиля Швайгера, после которой он и «прописался» в умах и бюджетах дельцов Голливуда, – внезапно сообщает ей, что он – скучающий дьявол.
А заскучал Дьявол-Швайгер с тех пор, как умерла Мария Каллас – великая певица. Не все поклонники кино знакомы с её биографией, поэтому стоит о ней упомянуть в связи с тем, что нам будут показывать в фильме. Уроженка Парижа, эта будущая великая оперная певица и в самом деле пела для нацистов в оккупированных Афинах. А вот её связь с «Сопротивлением» вероятна «менее, чем совсем». Зато Мария Каллас на самом деле, по приезде в США, была изнана из «Чио-чио-сан» с формулировкой «избыточный вес». Но, всего годом позже, она реально покорила мир Большой Оперы. Похудев – не волшебным образом, а в процессе работы, – за год на тридцать кило.
Это факты. В интерпретации Дьявола-Швайгера в фильме, история певицы, едва не отбившей Онассиса у Жаклин Кеннеди, звучит несколько иначе. Вообще, режиссеру Б.Айхингеру в «Дьяволе и госпоже Д.» явно было не занимать творческой смелости – это касается и «авторизированной» им биографии реальной певицы Каллас, и «сумасшедшинки» в основной сюжетной линии, истории психолога и её странного подопечного. Хотя, вплоть до финальной сцены с расстрелом из автомата, поневоле сомневаешься, какая из сюжетных линий является основной в этом фильме. Но концовка картины противопоставляет и, одновременно, сводит эти, казалось бы, «параллельные» прямые. И, если поначалу киноманы могут отметить сходство фильма Айхингера со знаменитым фильмом про «Смертельно опасного мистера Форста», то затем игра Швайгера и Коринны Харфух (под руководством талантливого режиссера) уводит нас в необычную атмосферу смеси фантазий и реальности, откровенных мечтаний и странных поступков.
Фильм пришелся бы ко двору в эпоху «бунтующих 80-ых» или даже 70-ых годов, когда молодежь всего мира шла бунтовать на улицы, баррикадировала университеты, в буржуазных США и Франции возникали стихийные культы Че Гевары или Мао Дзедуна. Сегодняшняя компьютерная молодежь, боюсь, уловить только сексуальный – и довольно сильный – посыл фильма. Но ведь это отнюдь не все – фильм-то о том, где находятся грани «раскрепощенности», о пограничной зоне между разумной скукой и уже полным и неизлечимым безумием потакания темным желаниям. А эта «пограничная зона». Как показывают нам актеры, весьма широка, но вот границы её так неприметны, что их можно перескочить, не заметив. И вот тогда случаются подлинные человеческие трагедии.
Великолепный фильм, снятый в полутонах, ничего – «в лоб», обо всём – намеками. Аплодисменты режиссеры и великолепно сработавшей паре актеров. И, конечно же, писателю Х. Крауссеру, по роману которого «Великий Багароцци» и снят этот шедевр. Я не вижу минусов в этом фильме, если не причислять его к «развлекающему киноискусству».