Возвращение бильярдиста.
Эта авантюрно-комедийная драма снята по мотивам одноимённого романа Уолтера Тевиса. Эта драма является продолжением чёрно-белой американской картины «Мошенник», которую снял режиссёр Роберт Россен в 1961году. В том старом фильме Пол Ньюмен играл молодого игрока, имеющего прозвище Быстрый Эдди. Он вместе с пожилым своим менеджером ездил по стране, вовлекал очень артистически делать ставки простаков и таким способом зарабатывал деньги. Но однажды он теряет все сбережения свои после сорокачасовой игры с отличным мастером игры «Толстяком Миннесота». Циничный и богатый Берт Гордон объясняет Эдди, что он проиграл из-за недостатка характера, а не из-за отсутствия таланта, и начинает его учить, но требует семьдесят пять процентов от выигрыша себе. Любимая девушка Эдди совершает самоубийство, и он, от этого ожесточаясь, обыгрывает Толстяка, но на этот раз он отказывает отдавать семьдесят пять процентов Берту, потому что из-за его бездействия погибла Сара, и Берт соглашается не брать деньги, но с тем условием, что Эдди больше не будет зарабатывать игрой в бильярд.
И вот прошло двадцать пять лет, бывший виртуозный бильярдист Эдди, ушедший как игрок на покой, сейчас занимается торговлей алкоголем. Как и в старом фильме в сиквеле роль Эдди замечательно исполняет тот же актёр Пол Ньюман. Но о бильярде, естественно, Эдди не забывает. Он продюсирует игрока Джулиана, его играет Джон Туртурро. Эдди даёт ему на игру деньги и получает с выигрыша проценты. Но Джулиан не является отличным игроком, к тому же ещё и кокаин нюхает, а это, конечно, оказывает влияние на состояние головы и точность ударов. И однажды Эдди в баре, где сидел обычно, наблюдая за игрой, увидел парнишку Винсента, его исполняет Том Круз. Он играл великолепно, легко, хулиганя, дурачась, в общем, вовсю развлекаясь, и при этом выигрывал. Он в «девятку» играет мастерски и состязаться в игре этой ни с кем не боится. Получая от девушки своей поддержку, он заряжается силой и энергией, и, воодушевляясь, играет и уверенно побеждает. Наблюдая за его игрой, Эдди как бы увидел себя молодого, и решил, что именно на Винсента можно поставить, только его надо научить зарабатывать себе на жизнь игрой на бильярде. Ведь умение в бильярд играть с целью зарабатывания денег ещё не самое главное. Хотя, конечно, нужно обязательно играть в бильярд просто отлично, а иначе без этого делать нечего у стола покрытого зелёным сукном, напоминающим цвет денег, цвет долларов. Но если играете вы прекрасно, то это совсем не означает, что сможете вы хорошие деньги зарабатывать.
Для того, чтобы их зарабатывать, надо знать, изучать массу всяких психологических тонких моментов и научиться их использовать как следует в нужные моменты. Эдди, конечно, этому научился, а Винсент ничего не понимает в этой всей денежно-бильярдной технологии. Винсент считает, что ему и так неплохо живётся. Он работает, продаёт игрушки в магазине и подрабатывает немного, играя в бильярд. И он любит свою Кармен, её воплощает на экране Элизабет Мастрантонио. И наблюдательный Эдди понял, что Кармен достаточно меркантильная и честолюбивая, и ей не очень-то хочется, чтобы Винсент работал всю жизнь продавцом. И тогда Эдди объяснил Кармен, какие большие деньги Винсент сможет выигрывать в бильярд. В общем, в результате они втроём отправляются в Атлантик-Сити на чемпионат, а по дороге и будет происходить обучение в мелких бильярдных. Винсент должен научиться и выигрывать у простачков, которые уверены, что они отличные игроки, и также уметь выставить себя простачком перед сильными бильярдистами, собирающимися тоже приехать на чемпионат. Но обучение происходит непросто, ведь легковозбудимый, очень эмоциональный Винсент, начиная играть и войдя в азарт, все наставления забывает. Он, когда проиграть надо, выигрывает, а когда выиграть надо – проигрывает, хотя последнее редко случается. Никак Эдди не удаётся заставить Винсента по науке всё делать, а ведь остаётся времени до чемпионата совсем мало. Достаточно шаг один неверный сделать, и серьёзных денег на чемпионате не получить. И в течение всей картины происходит противостояние учителя и ученика, сдержанности и рвения, расчётливости и вольности, спокойствия и вспыльчивости. Зритель, естественно, больше отдаёт Эдди внимания, чем Винсенту, потому что бывший игрок не только учит парня прыткого природе человеческой и сущности её, но этому же учит и зрителя, кроткие его наставления и замечания пройти не могут мимо ушей зрителя.
В ленте невозможно предугадать развитие событий, так как и от Эдди, и от Винсента можно что угодно ожидать.
В этом фильме нет яростности, неистовости и жёсткости, которые присутствовали в прежних фильмах, таких, как «Таксист» и «Бешеный бык». Здесь больше звучат ностальгические и комедийно-лирические мотивы. И этот фильм вместе с двумя другими: «После работы» и «Король комедии» создают своеобразную развлекательную, лёгкую трилогию, рассказывающую об одержимости. Если в фильме «Мошенник» у Эдди была к бильярду всепоглощающая страсть сопоставимая с пьянством его Сары, то в этом своём фильме Скорсезе вовсе не представляет изнанку жизни, человеческие пороки, как это он делал в фильмах своих, снятых в семидесятые годы, а показывает карнавал жизни, её маскарад, балаган, где свою роль играет каждый. Если мир фильма «После работы» был сюрреалистичным, алогичным, абсурдным, то в этой картине Скорсезе снова возвращается к обычному традиционному показу, создаёт в ней красочный, будто блёстками расшитый, полусвет бильярдистов, мир мошенничества и развлечений.
Убедительно смотрелся Том Круз, уже можно было тогда в нём разглядеть отличного драматического артиста. Он показал Винсента талантливым бильярдистом, который не лезет в карман за словом, но совсем не привыкший мыслить вперёд хотя бы на шаг. А Ньюман воплотил на экране зрелого человека, повидавшего за долгую свою жизнь многое, имеющего свои собственные представления, принципы и секреты. Игра Пола Ньюмана здесь настолько изящная и тонкая, он так выкладывается в эпизодах даже незначительных, что он за такую великолепную игру получил Оскара.
А в творчестве Скорсезе этот фильм отозвался по-своему спустя десятилетие в картине «Казино», рассказывающем о мире проходимцев, гангстеров и проституток.
Несомненно, этот фильм понравится любителям бильярда, ведь Скорсезе отдал бильярду дань уважения в нём. Но он понравится и любителям фильмов, в которых на первом месте ставится психология, переживания, чувства героев, а не экшн.
И вот прошло двадцать пять лет, бывший виртуозный бильярдист Эдди, ушедший как игрок на покой, сейчас занимается торговлей алкоголем. Как и в старом фильме в сиквеле роль Эдди замечательно исполняет тот же актёр Пол Ньюман. Но о бильярде, естественно, Эдди не забывает. Он продюсирует игрока Джулиана, его играет Джон Туртурро. Эдди даёт ему на игру деньги и получает с выигрыша проценты. Но Джулиан не является отличным игроком, к тому же ещё и кокаин нюхает, а это, конечно, оказывает влияние на состояние головы и точность ударов. И однажды Эдди в баре, где сидел обычно, наблюдая за игрой, увидел парнишку Винсента, его исполняет Том Круз. Он играл великолепно, легко, хулиганя, дурачась, в общем, вовсю развлекаясь, и при этом выигрывал. Он в «девятку» играет мастерски и состязаться в игре этой ни с кем не боится. Получая от девушки своей поддержку, он заряжается силой и энергией, и, воодушевляясь, играет и уверенно побеждает. Наблюдая за его игрой, Эдди как бы увидел себя молодого, и решил, что именно на Винсента можно поставить, только его надо научить зарабатывать себе на жизнь игрой на бильярде. Ведь умение в бильярд играть с целью зарабатывания денег ещё не самое главное. Хотя, конечно, нужно обязательно играть в бильярд просто отлично, а иначе без этого делать нечего у стола покрытого зелёным сукном, напоминающим цвет денег, цвет долларов. Но если играете вы прекрасно, то это совсем не означает, что сможете вы хорошие деньги зарабатывать.
Для того, чтобы их зарабатывать, надо знать, изучать массу всяких психологических тонких моментов и научиться их использовать как следует в нужные моменты. Эдди, конечно, этому научился, а Винсент ничего не понимает в этой всей денежно-бильярдной технологии. Винсент считает, что ему и так неплохо живётся. Он работает, продаёт игрушки в магазине и подрабатывает немного, играя в бильярд. И он любит свою Кармен, её воплощает на экране Элизабет Мастрантонио. И наблюдательный Эдди понял, что Кармен достаточно меркантильная и честолюбивая, и ей не очень-то хочется, чтобы Винсент работал всю жизнь продавцом. И тогда Эдди объяснил Кармен, какие большие деньги Винсент сможет выигрывать в бильярд. В общем, в результате они втроём отправляются в Атлантик-Сити на чемпионат, а по дороге и будет происходить обучение в мелких бильярдных. Винсент должен научиться и выигрывать у простачков, которые уверены, что они отличные игроки, и также уметь выставить себя простачком перед сильными бильярдистами, собирающимися тоже приехать на чемпионат. Но обучение происходит непросто, ведь легковозбудимый, очень эмоциональный Винсент, начиная играть и войдя в азарт, все наставления забывает. Он, когда проиграть надо, выигрывает, а когда выиграть надо – проигрывает, хотя последнее редко случается. Никак Эдди не удаётся заставить Винсента по науке всё делать, а ведь остаётся времени до чемпионата совсем мало. Достаточно шаг один неверный сделать, и серьёзных денег на чемпионате не получить. И в течение всей картины происходит противостояние учителя и ученика, сдержанности и рвения, расчётливости и вольности, спокойствия и вспыльчивости. Зритель, естественно, больше отдаёт Эдди внимания, чем Винсенту, потому что бывший игрок не только учит парня прыткого природе человеческой и сущности её, но этому же учит и зрителя, кроткие его наставления и замечания пройти не могут мимо ушей зрителя.
В ленте невозможно предугадать развитие событий, так как и от Эдди, и от Винсента можно что угодно ожидать.
В этом фильме нет яростности, неистовости и жёсткости, которые присутствовали в прежних фильмах, таких, как «Таксист» и «Бешеный бык». Здесь больше звучат ностальгические и комедийно-лирические мотивы. И этот фильм вместе с двумя другими: «После работы» и «Король комедии» создают своеобразную развлекательную, лёгкую трилогию, рассказывающую об одержимости. Если в фильме «Мошенник» у Эдди была к бильярду всепоглощающая страсть сопоставимая с пьянством его Сары, то в этом своём фильме Скорсезе вовсе не представляет изнанку жизни, человеческие пороки, как это он делал в фильмах своих, снятых в семидесятые годы, а показывает карнавал жизни, её маскарад, балаган, где свою роль играет каждый. Если мир фильма «После работы» был сюрреалистичным, алогичным, абсурдным, то в этой картине Скорсезе снова возвращается к обычному традиционному показу, создаёт в ней красочный, будто блёстками расшитый, полусвет бильярдистов, мир мошенничества и развлечений.
Убедительно смотрелся Том Круз, уже можно было тогда в нём разглядеть отличного драматического артиста. Он показал Винсента талантливым бильярдистом, который не лезет в карман за словом, но совсем не привыкший мыслить вперёд хотя бы на шаг. А Ньюман воплотил на экране зрелого человека, повидавшего за долгую свою жизнь многое, имеющего свои собственные представления, принципы и секреты. Игра Пола Ньюмана здесь настолько изящная и тонкая, он так выкладывается в эпизодах даже незначительных, что он за такую великолепную игру получил Оскара.
А в творчестве Скорсезе этот фильм отозвался по-своему спустя десятилетие в картине «Казино», рассказывающем о мире проходимцев, гангстеров и проституток.
Несомненно, этот фильм понравится любителям бильярда, ведь Скорсезе отдал бильярду дань уважения в нём. Но он понравится и любителям фильмов, в которых на первом месте ставится психология, переживания, чувства героев, а не экшн.